Решение задания 17, вариант 29, Ященко 36 вариантов, ЕГЭ-2018

В двух шахтах добывают алюминий и никель. В первой шахте имеется 60 рабочих, каждый из которых готов трудиться 5 часов в день. При этом один рабочий за час добывает 2 кг алюминия или 1 кг никеля. Во второй шахте имеется 100 рабочих, каждый из которых готов трудиться 5 часов в день. При этом один рабочий за час добывает 1 кг алюминия или 2 кг никеля.
Обе шахты поставляют добытый металл на завод, где для нужд промышленности производится сплав алюминия и никеля, в котором на 2 кг алюминия приходится 1 кг никеля. При этом шахты договариваются между собой вести добычу металлов так, чтобы завод мог произвести наибольшее количество сплава. Сколько килограммов сплава при таких условиях ежедневно сможет произвести завод?

Похожие варианты: 15, 19, 24, 31, 35

Первая шахта : всего 300 человеко-часов
Пусть M — число человеко-часов, потраченных на добычу алюминия в 1й области
Тогда (300-M) — число человеко-часов, потраченных на добычу никеля в 1й области
Тогда 2*M — число добытых килограмм алюминия в 1й области за сутки
Тогда 1*(300-M) — число добытых килограмм никеля в 1й области за сутки
2я область: всего 500 человеко-часов
Пусть N — число человеко-часов, потраченных на добычу алюминия в 2й области
Тогда (500-N) — число человеко-часов, потраченных на добычу никеля в 2й области
Тогда 1*N — число добытых килограмм алюминия в 2й области за сутки
Тогда 2*(500-N) — число добытых килограмм никеля в 2й области за сутки

Масса добытого в сумме в двух областях алюминия за сутки:

    \[2*M + 1*N\]

Масса добытого в сумме в двух областях никеля за сутки:

    \[1*(300-M) +2*(500-N)\]

Поскольку у нас в сплаве на 2 кг алюминия должно приходится 1 кг никеля, то у нас есть условие 2:1 , количество кг одного должно равняться удвоенному количеству килограмм другого, это задает строгую связь между M и N, например 100 кг алюминия = 2 * 50 кг никеля (на 100 кг алюминия приходится 50 кг никеля):

(1)   \begin{equation*} 2*M + 1*N = 2*( 1*(300-M) +2*(500-N) ) \end{equation*}

Это задает уравнение линии на плоскости M=M(N):

(2)   \begin{equation*} M = -\frac{5}{4}N + 650 \end{equation*}

Полная масса сплава из никеля и алюминия за сутки как функция двух переменных (M,N):

(3)   \begin{equation*} F(M,N) = 2*M + 1*N + 1*(300-M) +2*(500-N) = M - N + 1300 \end{equation*}

Полная масса сплава зависит и от M, и от N. Это задает поверхность над координатами (N,M) (3).
Нам нужен максимум этой функции, максимум поверхности, но при этом на линии, задаваемой уравнением (2) и в рамках прямоугольника 300×500.

Для этого надо взять производную, но у нас две переменных (N,M), поэтому выразим M через N (уравнение (2)) и подставим это M=M(N) в F(M,N) (уравнение (3)). Получим зависимость F(M(N),N), т.е. только от одной переменной N:

    \[\begin{Bmatrix}{ F(M(N),N) = M - N + 1300 = -\frac{5}{4}N + 650 - N + 1300 =-\frac{9}{4} N + 1950 } \\{0\le M \le 300 }\\{0\le N \le 500 } \end{matrix}\]

    \[F^{'}_{N}(M(N),N)=-\frac94\]

Т.к. производная отрицательна, то функция максимальна на левом конце отрезка. Но фишка в том, что у нас N на самом деле находится не в пределах [0,500], а в пределах [280,500] — это хорошо видно на рисунке — наши границы — это не весь прямоугольник, а мы живем на линии ограничения 2:1, поэтому мы живем между точками A и B, и нам нужно найти левую границу — координаты точки A. Они легко находятся, если подставить в наше ограничение 2:1 (уравнение (2) ) значение граничное M=300. Отсюда N=280 и точка A имеет координаты (M=300,N=280 )
Подставляем координаты точки A в функцию F(M,N) и получаем ответ:

    \[F(M=300, N=280) = M - N + 1300 = 300-280 +1300=1320\]



Вы тонете в океане математики и физики? Давайте спасаться вместе!
Получи запись бесплатного вебинара
с разбором задач, которые были на реальном ЕГЭ-2019 (29 мая 2019г.),
получи условия и ссылки на решения некоторых задач
с реальных ЕГЭ-2017 (2 июня 2017) и ЕГЭ-2018 (26 июня 2018),
получи видеоразбор решений 11й,12й,13й,14й,15й, 16й,17й,18й задач
из варианта 7 книжки "Ященко 36 вариантов 2019",
видеозаписи прошлых вебинаров

Получить ссылки на вебинар и на видео. Нажимай!
C уважением, репетитор Павел Коваленко,
создатель сайта ege-resheniya.ru